2009-й не прошел для онлайн-рынка незаметно, и это еще мягко сказано. Громкие старты и оглушительные провалы, шокирующие сделки, феерические расстановки точек и все это на фоне мирового экономического кризиса. В общем, было много чего. Но обо всем по порядку.
Blizzard. Зачем ждать 2012? Катаклизм уже в 2010!
В августе 2009 года ледяная компания решила, что им хватит созидать, пора разрушать! И было анонсировано дополнение к World of Warcraft под названием Cataclysm, в котором все, что нажито непосильным трудом жителями Калимдора и прочих земель, будет уничтожено и растоптано древними силами.
Катаклизм добавит к уже существующим десяти еще 2 расы - Гоблинов и Воргенов, поднимет максимально возможный уровень до 85, изменит "до неузнаваемости" территории Калимдора и Восточных королевств, добавит воздушные средства передвижения и рейдовые подземелья.
Вполне ожидаемый шаг от Blizzard, ведь последнее обновление подобного масштаба было аж в ноябре 2008 года, когда в мир военного ремесла пришел Король Мертвых. И в то время, как восточные компании вовсю демонстрируют свою мощь, легендарным американцам в стороне оставаться негоже. Впрочем, судя по всему, они и не собираются отдавать вполне заслуженные лавры первенства, не смотря на все невзгоды. В частности, власти Поднебесной подкинули проблем – не понравилась им, видите ли, излишняя жестокость игры (и это после знаменитых «
Несомненно, стоит отметить то, что 23 ноября знаменитая ММО отметила
Однако самым интересным событием, связанным с WoW несомненно стало заявление Тома Чилтона, – директора легендарной РПГ – сделанное им в
«Я думаю, вполне возможно, что мы сделаем какие-то микротранзакции. Однако в данный момент очень трудно сказать, перейдем ли мы к системе free-to-play»
Конечно, ничего конкретного Том так и не сказал, но сам факт того, что Blizzard задумывается о таком переходе, говорит о том, что компания собирается идти в ногу со временем и закрытия WoW в ближайшее время уж точно не планируется. Да и перевод Battle.Net в формат социальной сети вместе с обязательной привязкой WoW-аккаунтов к аккаунту на площадке скорее лишь подтверждает это предположение.
Nival Network. Nival da work! ©
Долгое время остававшийся в тени своего более знаменитого коллеги – Nival Online – второй Нивал решил, наконец, показать свою истинную мощь. И можно представить, насколько действительно сильны разработчики Блицкрига, Демиургов, Аллодов и Героев Меча и Магии V.
Начав раскачиваться с локализации нескольких браузерных игр, компания опробовала лед и после удачной пробы, твердо стоя на ногах, взялась за более серьезные проекты.
Волейбольный симулятор
К счастью, гонки
Нет, конечно, бешеной популярности у «Скорости» нет ввиду отсутствия таковой у компании в целом, однако свою аудиторию игра имеет. Ну а, смотря на то, с какой скоростью развивается индустрия онлайн игр, можно оценить грамотность хода компании - выпустить первыми игру такого жанра.
Не обошел Нивал своим вниманием и любителей MMORPG – локализованы две ролевки:
«Игромания» назвала проект «ММОРПГ для тех, кто не любит играть в ММОРПГ», и этим попала в самую точку. Дело в том, что это платформер. Помните SuperMario Brothers и его особенности? Вид сбоку, движение «стрелками», линейность? Вот теперь замените главного персонажа на мага или воина, поместите его в фентези-вселенную, выполненную в 3D, добавьте смешных квестов и много видов не менее смешных монстров – получится Dragonica, а если приправите все блестящей локализацией, получится Драконика от Nival Network. Игра определенно стоит того, чтоб потратить на нее свое время.
Любителей браузерок студия порадует «
Теперь к главным новостям. В последнем квартале предыдущего года Nival Network сделал сразу четыре громких заявления. Во-первых, о локализации
А следующие две РПГ непосредственно связаны друг с другом одни разработчиком.
Ну а главным событием года для Нивал Нетворк стала конечно всероссийская выставка
На пресс-конференции Сергей Орловский объявил о разработке новой ММО. По словам президента компании, новая игра Нивала – это онлайн-стратегия в реальном времени под названием Prime World, тесно интегрированная в
Отдадим должное Сергею – он умеет, что называется, ловить волну.
Если Prime World окажется действительно качественным и интересным продуктом, то Nival Network имеет шансы стать флагманом российского онлайнового рынка.
NCSoft. Повторяем пройденное.
Корейский гигант в прошлом году отличился. Три года лучшие специалисты компании играли во все, что только есть на свете, а верхи договаривались об использовании графического движка, и вот, в конце 2009 года мы увидели плоды этого совместного труда, наделенные восточным колоритом, на английском и русском языках.
Несомненно, корейцы постарались на славу – отличное качество, современная графика, агрессивная пиар-кампания.
Но на этом, к сожалению, достоинства заканчиваются. Из чего делался Аион? Бросаем в котел Lineage 2, досыпаем квестов и двуфракционную систему WoW, выливаем баночку полетов и редактора персонажей из Perfect World, помешиваем, приправляем все собственными доработками всего того, что уже добавили ранее, и вуаля – деликатес Аион готов. Теперь осталось выложить это все на красивое блюдо от Crytek и можно подавать к столу. И хоть все очень вкусно и относительно недорого - впечатление, что мы это уже пробовали, никуда не пропадает.
Ситуацию может исправить анонсируемый NCSoft контент, который они собираются ввести в 2010-2011 году. И, действительно, планируемые изменения впечатляют. Словами это не опишешь, поэтому просто смотрите ролик.
Innova Systems. Внезапно!
Если бы
И действительно, список всех fail-ов (epic и не очень) не поместился бы даже в такие демократичные рамки gamer.ru, поэтому он
Однако, как
Иннова Системс провела огромную работу над ошибками, и Аион зазвучал по-русски. Сервера работают стабильно, так же стабильно и заполняются. Компания развернула программу развития сетей, договорилась с разработчиками о самой низкой, на данный момент, абонентской плате во всем мире.
Правда, как сказал один мой товарищ, - «Это же Иннова! У нее не может быть все хорошо!». И он оказался прав. На самом деле, плохого намного больше, чем о том рассказывают пресс-релизы на официальном сайте и Борис Синицкий в своем уютном ЖЖ.
Начнем с того, что хоть сервера и работают стабильно (хоть и довольно часто слабо пингуются), зато теперь на них
Далее очень забавляет работа сотрудников компании и модераторов форума с сообществом. Например, модератор Eurise предлагает пользователям отправить жалобу в NCSoft на действия компании Иннова в отношении русского официального Аиона (к сожалению, тему с этим опусом уже потерли на момент публикации, однако 11 числа она была еще жива). А Борис Radiant (lead-CM Инновы) использует методику черного пиара для продвижения своих проектов, в том числе, и в нашем уютненьком GAMER.Ru:
«Отзывы комьюнити об Аструме куда хуже, а если немного покапаться и посмотреть чем занимаются сотрудники этой компании становиться не только противно, все куда хуже, почитайте DTF это будет полезно.
Так что Аллоды - это не только унылый и бездарный клон WoW, но и разработчик с большим душком.» (орфография и пунктуация авторская)
К сожалению, Борис видимо забыл об истории провала Lineage 2 и RF Online. Какое мнение можно составить о компании, которая подтверждает, что «у нас все плохо», а потом добавляет «но там ещё хуже»? Риторический вопрос.
О довольно примечательном инциденте
Игрок выиграл судебное разбирательство против компании Иннова. Суть дела в следующем:
«16.02.2009 года гражданин Е был заблокирован ответчиком, ООО «Иннова Системс», с формулировкой «продажа/покупка игровых ценностей за реальные деньги». Однако ни блокировка, ни ее обоснование Е не устроили, в связи с чем он обратился в суд с требованием о возмещении материального вреда и компенсации морального ущерба вследствие противозаконных действий ООО «Иннова Системс».»
Служители Фемиды удовлетворили требования истца в полном объеме, обязав компанию выплатить определенную сумму денег (конкретная цифра ввиду понятных причин не разглашается), а также принести извинения истцу на официальном сайте игры. Пока что предписание суда не выполнено, во всяком случае, по части с извинениями. Несомненно, это прецедент для российской судебной системы и онлайновой индустрии. Фактически, это значит, что действующие механизмы Инновы в отношении ботоводов не работают в той мере, в которой должны были бы. Следовательно, любой из игроков, заблокированный за использование сторонних программ, может оспорить это решение в суде с большим шансом на выигрыш.
В любом случае, не нам судить о качестве подбора персонала в одну из лидирующих компаний на нашем рынке, но повозмущаться мы имеем полное право. Конечно же, с надеждой, что Innova Group не наступит на те же грабли в третий раз.
Astrum Nival. Через годы, через расстоянья…
Самый сильный осколок Nival Interactive, да к тому же входящий в один из крупнейших игровых холдингов Европы, по логике вещей должен быть эталоном в своей нише. Однако у команды Аструм Нивал по разным причинам это не всегда получается.
Каждый из проектов – «звездный». Возьмем
Под крылом студии также находится самый амбициозный российский онлайн-проект –
Однако политика компании в отношении оперирования игры оставляет желать лучшего. Иногда складывается впечатление, что создатели сами не играли в свой продукт, а игра развивается не по заготовленному плану, а наугад – что захотели, то ввели. При всем при этом очень странно смотрится сокрытие всех фактов о будущем игры так, будто это государственная тайна. На почве такой скрытности и возникают
А вот
Жаль, что Slapshot (корейский онлайн-хоккей) ничем подобным похвастаться не может. А если точнее, сейчас он вообще ничем не может похвастаться – проект
Однако в Astrum Nival работают действительно профессионалы своего дела, а все происходящее скорее всего временные трудности, связанные с неопределенностью роли компании в новообразованном конгломерате из холдинга Astrum Online Entertainment и одного из гигантов российского интернета Mail.Ru. Весь год студию лихорадило по этому поводу – фактический уход Сергея Орловского от управления,
Конечно же, для Аструм Нивал прошедший год приносил не только плохие вести. В частности, в октябре
Однако, уже точно известно, что китайская компания Beijing Perfect World уже готова внести второй в своей истории вклад в развитие онлайн-индустрии СНГ. Благодаря контракту AN с этой компанией на локализацию Perfect World, Аструм получил вторую, гораздо более масштабную и атмосферную,
Nekki. План по захвату мира.
Конечно, масштабы компании
Запущенный ими в конце 2008 года футбольный симулятор
«Гладиаторы» - вторая игра от Некки – также вошли в десятку премии, удобно разместившись на девятой строчке, правда, к сожалению, имея те же проблемы, что и у футбольного коллеги.
Зато в прошлом году компания запустила еще одну браузерку под названием «Banana Wars», которая в данный момент проходит открытое тестирование. Она стоит особняком от других игр своего жанра, потому что подобная тематика в неклиентках еще не использовалась.
Проект - о тяжкой доле диктаторов «банановых республик» (в реальном мире ярким примером могут послужить Венесуэла, острова Карибского моря и т.п.). Игроку предлагается стать предводителем отряда, с помощью которого он будет добиваться власти в республике. Игра пропитана юмором и интересным сюжетом. Не напрягает , но и не слишком казуальна. Правда, сколько там искрометных шуток, столько и багов. Однако не стоит забывать, что сейчас только бета-тест.
В разработке находится еще один проект под рабочим названием «В кубе». К сожалению, о нем пока ничего не известно, кроме описания:
«В Кубе» - бесплатная массовая онлайн-игра в жанре триллер, уникальный для Рунета проект. Здесь Ваша жизнь находится в руках тех, кто рядом. Но доверять нельзя никому, даже самому себе. Оказавшись в многоуровневом лабиринте смертельных ловушек, Вы тщетно ищете выход. Сможете ли Вы разгадать тайну Куба?»
Становится понятно, что игра будет отличаться не только от предыдущих разработок Некки, но и от всех остальных браузерок. Идея чем-то напоминает фильм «Куб» режиссера Винченцо Натали, и, скорее всего, была позаимствована оттуда. Фильм получился неоднозначным, следовательно, и игру следует ожидать именно такую. Что получится, покажет время.
В целом, по итогам года, стоит сказать, что Nekki развивается и расширяет свою аудиторию. Не стремительно, но планомерно идет по намеченному пути.
IT Территория. Экспансия
У флагмана холдинга Аструм Онлайн год выдался бурным. Во-первых, конечно же, стоит сказать, что в 2009 компания отметила пятилетний юбилей, с чем мы ее и поздравляем.
Начнем с того, что самый популярный браузерный проект студии -
В остальных браузерках – по мелочи. Что-то закрылось, что-то просто имеет стабильную аудиторию (и это тоже хорошо). В общем, Терра который год подтверждает свой статус браузерного гиганта российский индустрии.
Однако этого амбициозным москвичам и питерцам оказалось мало. Нестандартное решение для Территории – издать игру с абонентской платой – обернулось успехом и всенародным признанием. Это я о
Ближе к концу 2009, ИТ Территория запустила локализованное платное дополнение к игре
Не обошлось и без провалов. На третьем месте «никакой» Last Chaos. О нем даже не хочется рассказывать, потому что нечего. Очередной клон.
Китайская 2D-ролевка
И, конечно же, провал года для АйТи Территории – это
В итоге мы получили жутко тормозящий с невнятными для уровня графики системными требованиями безыдейный ММО-слэшер, который далеко не слэшер в полном смысле этого слова. Конечно, игра заняла свою нишу и имеет своих поклонников (задумался над смыслом этой части предложения), но на лаврах первенства вряд ли ей придется почивать.
После списка провалов хотелось бы закончить на позитивной ноте. В частности, АйТи Территория вышла на рынок игр для социальных сетей и уже успешно конкурирует с профессионалами отрасли. Вполне возможно, что в скором времени компания может стать российской Zynga. Во всяком случае, хочется на это надеяться, ведь флешки, склепанные на коленке студентами ПТУ №34 Крыжопольского района, порядком надоели.
Другие итоги. Анонсы, слухи, новости.
Новый Диск. Новый Диск?!
Да-да, вы не ослышались. В обзоре онлайн индустрии присутствует
Зато прямо под Новый год, 28 декабря, запахло жаренным. На сайте DTF
А пока компания сохраняет молчание, в интернете уже появились первые слухи о будущем онлайн-подразделении. В частности, отечественный геймдев утверждает:
"По слухам, первой игрой для выходящих на просторы f2p-игр "дисков" могут стать Guild Wars 2, которые (да-да) будут именно свободными-для-игры и (да-да!) включать в себя традиционную для "старших онлайн-братьев" региональную систему оперирования."
Прислушиваться к его словам или нет – дело ваше, но, как известно, дыма без огня не бывает.
Идем далее. Очередная корейская студия делает очередную корейскую игру. Хотя нет, не так. Амбициозная Bluehole Studio (между прочим, авторы Lineage 2) создает масштабный, невероятно красивый и революционный по геймплею проект TERA: The Exiled Realm of Arborea.
Точнее, игра уже сделана, прошла несколько закрытых бета-тестов и была даже показана на западе. Как утверждают те, кто видел Теру, «чувствуется рука знакомых демиургов». И действительно: посмотрите на скриншоты, приглушите цветность – и вот он знакомый стиль «линейки». Однако разработчики не пошли по проторенной дорожке, создавая очередной унылый клон своего же детища. Во-первых, графика не оставит никого равнодушным. Полет на грифоне выглядит невероятно:
А еще здесь можно будет прыгать. И, несомненно, самое главное – это нон-таргет система. Если вам надоело, что ваши ловкаческие качества зависят от пространных циферок в характеристиках вашего персонажа, а стрела, пущенная в ваш адрес, попадет все равно в вас, не смотря на то, что вы спрятались за камнем, то эта игра предназначена для вас. Если вы до сих пор не поняли, то это action-MMORPG. То есть, вы бьёте/стреляете туда, куда смотрите. И если противник отбежал в сторону, увы, ваш удар или выстрел будет по воздуху. Это шаг вперед в развитии ММОРПГ. Правда, отечественные разработчики из студии Zakta попытались сыграть на опережение, однако их «Северный клинок» с похожей системой не заслуживает большего внимания, чем даже большинство браузерок АйТи Территории.Самый интересный вопрос для нас, конечно же, - кто будет локализовать в СНГ сие творение? Innova Systems? Вряд ли. Не те масштабы, да и проект-флагман у них сейчас есть. Взять на локализацию Теру равнозначно конфликту с NCSoft. Холдинг Astrum Online? Вполне вероятно, ведь с ресурсами Mail.Ru им море по колено. Однако главным препятствием является желание разработчиков распространять игру по подписке, когда Аструм практикует f2p-систему. А быть может Новый Диск? Покажет время. А пока наслаждаемся пейзажами Арбореи:
По словам разработчиков, игра предоставит нам выбор одной из двух сторон – стражей закона или бандитов, затем нам предстоит взять оружие в руки, приобрести транспортное средство и одежду, и уж потом выходить на поле боя. Проект может получиться вполне себе добротным, но не спешите радоваться. Разработчики сами признались, что APB создается лишь для того, чтоб заработать деньги на новую ММО, которая будет анонсирована в 2010 году. Так что вполне может случиться так, что с выходом этой самой новой ММО наш онлайновый шутер будет оставлен на самообеспечение либо вовсе закрыт. Стоит еще сказать, что релиз состоится в марте 2010, а издавать игру будет знаменитая компания Electronic Arts.
И те же ЕА в очередной раз порадовали любителей онлайн-игр. Легендарная Ultima Online получит продолжение в виде новой ММОРПГ от китайцев NetDragon Websoft, с которыми гигант игроиндустрии
Почему совместную? В процессе будет участвовать студия Mythic Entertainment – нынешние операторы оригинальной Ультимы и разработчики не совсем удавшегося Warhammer Online.
«Драконы» известны по нескольким 2D-играм, которые имеют достаточно большую аудиторию в Китае и других странах.
Подробностей о процессе разработки и о самой игре пока что нет, но уже можно предугадать, кто будет ее локализовать у нас. Напомню, что Nival Network оперирует 2 игры НетДрагонов – Conquer Online и Eudemons, что как бы намекает нам на то, что на этом они останавливаться не собираются. Официальных объявлений конечно пока не было, но мы то знаем, для чего локализаторы берутся за откровенно старые игры.
А вот Cryptic Studios радует нас двумя ММО-проектами. Первый вышел осенью 2009, и называется он Champions Online, по мотивам известной настольной РПГ. Ошеломительной графикой игра не обладает, но интересна свежими идеями.
Если вы всегда мечтали стать супергероем с невероятными возможностями, то вы попали куда нужно, ведь «Чемпионы» - проект о них. Каждый игрок – это сверхчеловек с супер способностями, развитие которых, кстати, не зависит от класса. А точнее сказать – свой класс вы строите сами. Хотите человека-паука с ядом из когтей и пушкой во лбу? Возможность предоставляется! Ну, это я, конечно, утрирую, но выбор действительно широк.
Но это еще не все. Хоть Champions и ММО-проект, о соло-режиме разработчики не забывают. Поэтому все инстансы будут иметь два режима – групповой и одиночный. Так что необщительные игроки смогут добыть себе полезные вещи из подземелий и без сбора крупной группы. А еще каждый чемпион может создать себе врага - злого гения и бегать за ним по городам и весям. Причем этот враг будет полностью реальной частью игрового мира. К сожалению, судьба русскоязычной игры неизвестна – никто не взялся локализовать сей, несомненно, шедевр. Но еще не все потеряно, игра вышла совсем недавно.
Ну а второй проект от той же студии Cryptic только готовится к выходу в феврале этого года, но уже собрал вокруг себя целое комьюнити. Дело в том, что это Star Trek Online – игра по мотивам знаменитой серии «Звездный путь». Известно, что действие игры будет происходить через 30 лет после окончания сюжета фильма «Звездный путь: Возмездие».
Планы разработчиков, конечно, впечатляют: почти безграничный космос, космические аппараты из оригинального сериала, широкие возможности редактора внешности, шесть рас и возможность встретить другие, продвинутая дипломатическая система, и многое другое. Однако, главное – не планы, а их реализация. Но, судя по Champions Online, волноваться нам не о чем – Cryptic знают, что делают.
Игра будет платной, а локализатора в СНГ, как водится, нет. Видимо, наши хвалёные операторы опасаются, что «не потянут» игры такого класса. А жаль.
Конечно же, стоит упомянуть об еще одной из самых ожидаемых онлайн игр этого года – продолжения культовой Guild Wars. Разработкой сиквела, как и первой части, занимается NCsoft. Действие второй части развернется через 250 лет после завершения первой.
На этот раз, миру и процветанию Тирии помешают Старшие Драконы. Они разработали свой план порабощения мира и решили незамедлительно его воплотить. Для этого им пришлось вылезти из моря со всеми вытекающими из этого последствиями. Обитатели мира земного, конечно же, не хотят жить под игом Змея Горыныча, и объявляют всеобщую мобилизацию народных героев, одним из которых станете вы.
Игра станет еще масштабней, еще массивней, еще красивей, чем ее предшественница. В силах ArenaNet (студии разработки) сомневаться не приходится никому. Во всяком случае, из тех, кто видел первую часть. В игре будет доступно 5 играбельных рас (изначально было заявлено четыре, затем добавили еще одну).
По словам разработчиков, демо-ролик (см. ниже под спойлером) основан полностью на игровой графике, и если это правда, то, боюсь, Аиону и T.E.R.A. придется подвинуться на лаврах графического первенства среди ММО.
«Представьте такую ситуацию. Вы идете по крепости и слышите, как разведчик кричит, о том, что неподалеку была замечена наступающая колонна кентавров. Солдаты немедленно реагируют на эту новость и закрывают ворота, а лучники выстраиваются на стенах. Вы же с вашими товарищами наблюдаете, как кентавры топорами рубят ворота, а их лучники прореживают защитников крепости. Одновременно осаждающие обстреливают укрепление из катапульт, снаряды свистят у вас над головами. В напряженный момент, когда ворота вот-вот падут окончательно, вы вырываетесь через пролом, дабы отразить натиск кентавров, а вслед за вами бегут солдаты и другие игроки, преисполненные решимости отстоять крепость. Если вы успешно отбили натиск, то крепость выстоит, и вы можете провести контратаку на торговый пост, откуда и пришли кентавры. Если же вы потерпели поражение, то тогда из близлежащего города выступят солдаты и в отчаянном сражении попробуют отбить крепость назад. Именно таким образом и будет выглядеть система случайных событий, и мы думаем, что игрокам понравится испытать все это на собственной шкуре».
А также подводный континент, динамические квесты, канальная система, битвы между каналами и все это условно-бесплатно.
Однако, как жаль, что все это великолепие нам придется увидеть лишь в 2011 году. По словам исполнительного директора NCSoft, в 2010 компания не планирует выпускать новые проекты. Вероятно, хотят довести до ума Аион, который сейчас выглядит откровенно скучным.
А пока NCSoft рапортует об успехах в разработке своих игр, Funcom и Mythic находятся почти у разбитого корыта. Их Age of Conan и Warhammer Online (соответственно) откровенно не удались.
Пытаясь вернуть доверие игроков, норвежцы из Funcom перестали ограничивать пробный период временем – теперь можно играть сколько угодно, пока не достигнешь 20 уровня. Судя по всему, компания недалеко от шага по переходу на систему free-2-play.
А разработчики Warhammer Online пытаются исправить положение контент-патчами и углублением в PvE-составляющую, которой изначально кот наплакал (и это была одна из причин невысокой популярности игры). У обеих студий пока слабовато получается, к нашему сожалению. Да и активность работы, честно говоря, оставляет желать лучшего. Вероятно, теперь они кинули свои силы на новые проекты.
У Funcom в разработке амбициозный The Secret World, где герою предстоит прокачиваться (если это слово можно применить к игре, где нет уровней), разгадывая загадки тайного второго мира, существующего помимо нашего – реального.
А Mythic заняты, как я уже говорил, совместной с китайцами разработкой новой Ultima Online. И уж на этот раз все должно получиться. Во всяком случае, мы на это надеемся.Таким был 2009 год для индустрии онлайн-игр. Конечно, многим играм мы не уделили свое внимание. В частности, это Star Wars: The Old Republic, находящаяся в разработке, и др. Но этим проектам будут посвящены следующие обзоры, ведь я планирую сделать подобные отчеты ежемесячными (в зависимости от отзывов пользователей).
При написании статьи использовались материалы сайтов ПроИгры@Mail.Ru, OGL.ru, а также официальных сайтов разработчиков и игр.